Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 

Бродяги


  

  

  

  

  


Rambler's Top100

     Первое же, что они сообщают о себе, это то, что они являются бродягами. Они выступают и как бродячие школяры, и как просто бродяги, и как потерпевшие какую-то "жизненную бурю", суть в том, что у них нет своего дома, и они не чувствуют какой-либо дискомфорт от осознания данного факта. Более того они стараются показать окружающим, что это норма жизни, довольно "своеобразная", но никак не отрицательная, а как раз наоборот. Им хорошо в таком подвешенном, неопределенном состоянии, и они противопоставляют его сытости и затхлости обычной оседлой жизни.

Как без кормчего ладья
в море ошалелом,
я мотался день-деньско
по земным пределам.
Что б сидеть мне взаперти?
Что б заняться делом?
Нет! К трактирщикам бегу
или к виноделам.*

Студентам требовалась немалые усидчивость и терпение, так как их обучение основывалось на знании, заучивании разнообразных текстов, комментариев к ним, все это требовало долгой и упорной работы с книгами. Помимо того, сидеть взаперти они могли и по другим причинам: ведь интеллектуальный труд в те времена (да и сейчас тоже) требовал внимательности и нудной работы с огромным количеством документов. Студенты входили в круг интеллектуальной элиты (как считали сами интеллектуалы), поэтому приемлемой для них была только работа по специальности (как сказали бы мы сейчас), а тогда же все объяснялось просто: они не умели ничего другого, и так как уже были оторваны от своих семей, то могли заниматься только тем, чему сами научились. Более того, их интеллектуальный труд возвышал их над всеми, объединял их в особую "касту", которую они ни на что бы не променяли. Они могли заниматься разными сторонами этого процесса, но все равно именно их принадлежность к умственному труду, чему-то возвышенному их объединяла.
    Но вагантам не нравится (судя по их словам) такое времяпрепровождение (сидение взаперти и изучение каких-либо текстов). Им больше по сердцу веселая и разгульная жизнь. В этом своем стремлении они были не одиноки: согласно П. Ю. Уварову , лишь не большое число студентов оканчивало университет и получало степень магистра, очень часто звание покупалось. Но нас интересует не это, а само отношение вагантов к процессу обучения: попав в университет, они оторвались от свое родной среды и попали в новую, университетскую, принадлежность к которой ограничена вполне четкими рамками (процесс обучения, получения новых знаний и участие человека в нем в качестве студента или преподавателя). Уже здесь ваганты начинают противоречить сами себе: они хотят быть интеллектуалами, но не хотят заниматься, они хотят быть в корпорации, но не соблюдают ее правил. Их не устраивают рамки и границы, они говорят, что их дом - весь мир, но на самом деле их мир - это границы университета и города, ибо университетская культура - это городская культура. И тут начинаются противоречия в собственных представлениях вагантов о себе.


 

   Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 
                                              © Пятакова Наталья, 2007.
Hosted by uCoz