Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 

Идеология вагантов


  

  

  

  

  


Rambler's Top100

     В течение всего реферата я говорила о взглядах вагантов на жизнь, об их мировоззрении, ценностях и целях в жизни. Пришло время объединить все это вместе и поговорить об идеологии вагантов, если таковая существовала. Идеология обычно присуща каким-либо политическим партиям или группам, связанным с политикой, но вагантов до управления государством не допускали, поэтому мы можем говорить об идеологии бродяжничества, об обосновании того образа жизни, который они вели.
Прежде всего, следует сказать, что основой их идеологии было само понятие бродяжничества, то есть смысл жизни они видели в том, что бродить по этому, богом любимому, миру и видеть всю его красоту; бродить и нести людям знания (как они это воплощали это их дело). Это можно сравнить с апостольским служением: ведь апостолы тоже ходили по миру, терпели лишения и несли людям слово Божье. Тогда роль вагантов (по идее) должна возрастать еще больше в глазах их современников - они страдают за них, они им помогают (так и произошло, но несколько позже и с францисканцами). Суть бродяжничества в том, чтобы не иметь своего дома, но считать своим домом весь мир. Для того чтобы так бродить нужно быть свободным: и от семьи и дома, и от предрассудков, и от каких-либо обязанностей. Свобода - это вторая основа их идеологии, это их цель и их жизнь. Бог, по их мнению, любит свободных духом, только они являются его истинными детьми. Дети бога должны любить друг друга и его, и неважно, как они это делают. Милосердие - это третий кит их идеологии: сердце, подаренное богом, должно быть раскрыто для всех и быть щедрым. Они не скупятся на помощь и поэтому сами становятся нищими. Бог дал эту жизнь, и только он в праве ее забрать (непринятие убийства). В человеке божественен так же дар творчества, и нужно не тратить его на пустяки, но на жизненную необходимость - на попытку рассказать людям, каков этот мир. Все созданное - во славу Бога. Они живут и творят для Бога и с его согласия. Правда, при этом нельзя не отметить более фривольную часть их идеологии: вино как катализатор творческого процесса, любовь и ее воспевание, вера в греческих богов и их активное участие в жизни вагантов. Все-таки не надо забывать, что они были школярами и очень любили повеселиться. Веселье и легкая жизнь тоже были их принципами.
Большинство из этих принципов было подробно изложено ранее, но некоторые я бы хотела рассмотреть сейчас. Вагантам присущ некоторый фатализм: они постоянно помнят о смерти и ждут ее:

Жизнь умчится, как вода.
Смерть не даст отсрочки.
Не вернутся никогда
вешние денечки.*

Но это ожидание они не намерены проводить в слезах и унынии, наоборот, они стремятся прожить жизнь как можно ярче и веселей, ибо она скоротечна:

Выходи в привольный мир!
К черту пыльных книжек хлам!
Наша родина- трактир.
Нам пивная - божий храм.
Ночь проведши за стаканом,
не грешно упиться в дым.*

Они веселятся, пока могут, ведь в этом мире все так переменчиво, а это они хорошо знают. Стихотворение, которое лучше всего отражает такие метания судьбы, это "Колесо Фортуны". Само название символично: колесо - это круг, который стоит вертикально и на котором находятся все людские судьбы, при его движении ты можешь оказаться на самом верху, а можешь на дне, Фортуна переменчива.

Мнил я: вверх меня несет!
Ах, как я ошибся,
ибо, сверзшийся с высот,
вдребезги расшибся
и, взлетев под небеса,
до вершин почета,
с поворотом колеса
плюхнулся в болото.*

Никто не может предугадать, что ждет человека за поворотом, поэтому ваганты берут от жизни все, что могут. Единственное, что они точно знают о своей судьбе, это то, что все ждет Страшный суд, где всем воздастся. Они помнят об этом, но все равно грешат и разглашают грехи священнослужителей. В этом отношении они очень непоследовательны. Также дуализм их позиции проявляется в вопросе отношения к Богу: они готовы признать людей других религий, но тоже верящих в Бога, но не могут простить людей своей веры, но немного отличающихся от них.
Все, о чем я сейчас говорила, громко высказывается вагантами, но раз речь зашла об их непоследовательности не лишним будет сказать, о чем же они умолчали. Среди такого многоголосья довольно тяжело заметить, что же было не упомянуто. Одно из того, что нашла я, это вопрос о том, что церковь сделала для вагантов, не столько в плане мести, сколько в плане помощи университетам. Ведь первоначально все университеты были под крылом церкви. Они финансировались ей и продолжали получать от нее деньги во времена вагантов, но, видимо, вагантам было проще об этом умолчать, чем брать в расчет. Тем более что данный факт не очень вписывался в "концепцию греховной церкви" вагантов. В обнаружении еще одной неупомянутой проблемы мне помогла книга Уварова П. Ю. : "Городские гильдии и иные корпорации складывались с целью взаимопомощи, улаживания внутренних конфликтов и чтобы противостоять натиску извне. Такой внешней "агрессивной средой" для интеллектуалов были прежде всего горожане. Они имели немало оснований выступать против пришлых и буйных школяров, и, как это нередко бывало, распространять на студентов и магистров право репрессалий (т. е. Если школяр убегал с места преступления или скрывался от кредиторов, гнев горожан мог излиться на его земляков или же вообще на любого подвернувшегося под руку студента или магистра)." Казалось бы что может быть разумнее и логичнее, чем искать врагов среди тех, с кем постоянно сталкиваешься и даже более того конфликтуешь. Но нет, ваганты ни словом не обмолвливаются о так не любящих их горожанах (такое чувство, что они одни живут в городе и никого рядом с ними нету, и проблем никаких нет), зато яркими красками ненависти расписывают своего "естественного защитника" - церковь. Что это? Попытка понравиться горожанам и не усугублять итак существующих противоречий? Или же ваганты настолько заигрались, что перевернули всю свою жизнь вниз головой, представив друзей врагами, а о врагах просто забыв? Скорее всего, это действительно некоторая осторожность со стороны вагантов, а также их попытка примириться (они ведь не очерняют горожан, значит, те должны быть этому рады) и найти общего врага - церковь.
Молчат ваганты и о семье и своем будущем. Они рисуют картину стареющего ваганта, но ни слова не говорят, есть ли кто-нибудь у него близкий, оставил ли он потомков. Как я уже говорила в связи с их отношением к любви, им тяжело рассчитывать на покой и уют в своей жизни до тех пор, пока они не обретут некоторую стабильность (почву под ногами): пока не начнут зарабатывать деньги и прекратят бродяжничать. Ваганты не видят радужных перспектив и предпочитают о них просто молчать.
Итак, несмотря на неопределенный статус вагантов как социальной группы, они обладали своей уникальной идеологией, своей жизнью они пытались показать ее правомерность и истинность. Насколько верным было соответствие не нам судить, но их идеи сохранились и дошли до нас не только в виде образцов их поэзии, но и в живом, стали принципами нашей современной жизни.



 

   Представления вагантов о самих себе | Ваганты как сообщество | "Идеология" вагантов

 
                                              © Пятакова Наталья, 2007.
Hosted by uCoz