Rambler's Top100

Историография


          Несмотря на столь интересную тему, исследований в нашей стране по ней преступно мало. Условно их можно поделить на три типа (так их легче будет проанализировать): первый - это вступительные статьи к переводам вагантов; второй - это отдельные статьи в периодике; третий - это отдельные главы в монографиях. Как мы видим, ни одно из этих исследований не является объемным и могущим дать начало более продолжительной работе с этой темой. Скажем так: это были легкие прикосновения к теме вагантов и не более того. Все эти работы имеют много общего, а некоторые фразы гуляют из одной в другую. Построены они по одному принципу: то есть стороны, освещаемые ими у движения вагантов одинаковы, меняется только порядок перечисления. В общих чертах это: общая характеристика вагантов, их разгульная жизнь и отношения с вином, любовь вагантов и немного философии, и напоследок, конечно же, коронный номер - взаимоотношения с церковью. Это все, что считают интересным у вагантов, авторы. Да, они не забывают упомянуть о стиле произведений, о сатире и остроумии школяров, но к более детальному исследованию (хотя бы с филологической точки зрения) дело не идет. Поскольку все эти исследования похожи, то о каждом я скажу только то, что собственно отличает его от других. Представлять я их буду по группам, описанным выше, а в каждой группе по хронологии.
          Итак, начнем с тех работ, которые являются вступительными статьями.
          Лев Гинзбург, переводы вагантов которого считаются лучшими, отмечал в своей статье , что ваганты имеют "родственные души" в мире поэзии. Он рассматривал их поэзию несколько со стороны переводчика, то есть оценивал их латынь и немецкий, указывал на особенности их языка. Именно его филологические изыскания оказались наиболее существенными для моей работы.
          Б. Пуришев является автором еще одной вступительной статьи. Отличительными чертами этой работы являются: во-первых, "демократические черты" вагантов; во-вторых, он считает вагантов родоначальниками пути, приведшего к гуманизму эпохи Возрождения. В-третьих, он использует известные имена вагантов и подтверждает свои предположения примерами из их жизни. Основной мыслью его статьи является бедственное положение вагантов, которое приближало их к народу (они были "выходцами из демократических слоев"). Наиболее ценным в данной работе явилось соотнесение бедствований (бедности) вагантов с их стремлением занять высокое положение в обществе, их противоборство с властьимущими.
          В. Б. Муравьевым высказано несколько интересных идей. Во-первых, он привязал бродяжничество вагантов к общему помешательству (болезни), охватившему Европу и приведшему таким образом к крестовым походам. Во-вторых, он усматривает в их поэзии противостояние вагантов "антинародному режиму зла" - церкви. В-третьих, во всей статье отчетливо слышится излишняя романтизация образов вагантов. Для моей работы данная статья была полезна содержащимися в ней сведениями о втором прозвании вагантов - голиарды, а также она очень ярко демонстрировала пример излишнее романтизации образа вагантов, полного доверия их поэзии. Прекрасно начатая мысль о психологическом образе ваганта и его преувеличенной привлекательности, так и не была развита.
          Теперь перейдем к отдельным статьям.
          О. А. Добиаш-Рождественская написала две свои статьи о поэзии вагантов в начале 20 века. Ее работы отличает использование стихов вагантов на латыни (а не переводов), многочисленное использование латинских слов и выражений для обозначения чего-либо. Для нее ваганты в первую очередь это студенты, их жизнь она рассматривает с точки зрения жизни в средневековом городе, затрагивает проблемы сосуществования вагантов с другими социальными слоями. Немаловажную роль отводит она рассмотрению именно сатиры вагантов и ее месту в культуре и духовном мире средневековья. Для моей работы особенно интересными и полезными оказались сведения о взаимоотношениях вагантов с другими социальными группами. Так же немаловажным оказался акцент сделанный О. А. Добиаш-Рождественской на использовании вагантами сатиры.
          Н. П. Грацианский читал лекции о вагантах, от которых сохранились некоторые части, из них и была составлена статья "Поэзия вагантов" . Поэтому в ней многочисленные лакуны, сама она поделена на разделы. Здесь особенностями являются замеченные аналогии поэзии вагантов с Евангелием, заимствования оттуда. Более того, он говорит о возможности подмены вагантами церковных гимнов своими из-за схожести в мелодии. Он так же считает вагантов предвозвестниками Возрождения. Именно соотнесенность вагантов с христианством, их текстов с религиозными почерпнула я из данной статьи.
          Последней группой являются работы только затрагивающие тему вагантов.
          Наиболее содержательной в данной группе является работа П. Ю. Уварова (а точнее записанный спецкурс), основной темой которой являются интеллектуалы и их жизнь и деятельность в Средние века. Студенты составляют значительную часть данной социальной группы. И хотя о вагантах там упоминается всего один раз, данная работа оказала очень большое влияние на мой реферат, поскольку содержала весьма любопытные сведения о студентах, студенческой жизни и университетах, к которым собственно и принадлежали ваганты.
          Жак Ле Гофф в своей книге "Интеллектуалы в средние века" посвящает вагантам отдельную главу. Он считает их "плодом социальной мобильности". Так как основная тема его исследования это интеллектуалы, то основной упор он и делает на это, выявляя в вагантах необходимые для этого черты (образованность, начитанность, процесс обучения) и связывая их существование с первыми университетами и переходя к творчеству Абеляра. В данной работе так же, как и в предыдущей наиболее ценными оказались сведения о связи вагантов с университетами.
          В заключение можно сказать о том, что несмотря на то, что все эти исследования имеют очень много общего и в общем-то не раскрывают всей полноты и глубины проблемы, в каждом из них присутствовало то, что отличало его от других и что помогло мне лучше понять и раскрыть мою тему. Одной из задач моей работы, непосредственно связанной с данными исследованиями, будет не только сопоставление теорий этих авторов между собой, но и сравнение их с тем, что говорят сами ваганты о себе, выявление мифов и легенд. Так же тесно связана с этими работами и задача (попытка) реконструкции мира вагантов: согласно каждому из авторов этот мир свой, а истина как обычно где-то посередине.



 
                                              © Пятакова Наталья, 2007.
Hosted by uCoz